1.Краткая характеристика
1.1. На подстанции установлено два автотрансформатора АТДЦТН-125000/220/110 с системой охлаждения ДЦ и автоматическим регулированием напряжения на стороне СН под нагрузкой
1.2. Автотрансформаторы оборудованы пленочной защитой, системой охлаждения вида ДЦ и автоматическим регулированием напряжения на стороне СН под нагрузкой.
Пленочная защита служит для изоляции трансформаторного масла от окружающей атмосферы.
При пленочной защите бак трансформатора заполняется дегазированным маслом. Трансформаторы с пленочной защитой оснащаются термосифонными фильтрами.
Пластичная емкость подвешивается с помощью петель внутри расширителя и имеет форму внутренней поверхности расширителя.
В эластичную емкость воздух поступает через воздухоосушитель.
При изменении объема масла в расширителе воздух из емкости вытесняется в атмосферу или, наоборот, засасывается из нее.
Расширитель трансформатора с пленочной защитой имеет патрубки для соединения с трансформатором, доливки масла и петли для крепления эластичной емкости, крепление стрелочного маслоуказателя.
Воздухоосушитель производит сушку воздуха, поступающего в эластичную емкость.
В трансформаторе с пленочной защитой устанавливается предохранительный клапан.
1.3. Технические данные автотрансформаторов типа АТДЦТН-125000/220кВ
№ |
Основные параметры |
1АТ |
2АТ |
1 |
Тип трансформатора |
АТДЦТН-125000/220/110/10 |
АТДЦТН-125000/220/110/10 |
2 |
Заводской номер |
83336 |
132555 |
3 |
Мощность обмоток ВН |
125мВА |
125мВА |
4 |
Мощность обмоток СН |
125мВА |
125мВА |
5 |
Мощность обмоток НН |
63мВА |
63мВА |
6 |
Номинальные токи на стороне ВН |
313 |
314 |
7 |
Номинальные токи на стороне СН |
595 |
596 |
8 |
Номинальные токи на стороне НН |
3464 |
3450 |
9 |
Потери холостого хода |
84кВт |
54кВт |
10 |
Ток холостого хода |
0,5% |
0,14% |
11 |
Схема и группа соединения |
Yн авто/-0-11 |
Yн авто/-0-11 |
12 |
Потери короткого замыкания ВН – СН ВН – НН СН - Н |
9,96% 31,0% 19,3% |
11,3 18,9 27,7 |
Положение указателей привода РПН:
Положение РПН |
АТ-1 |
АТ-2 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
106480 108900 111320 113740 116160 118580 121000 121000 121000 123420 125840 128260 130680 133100 135520 |
135520 133100 130680 128260 125840 123420 121000 121000 121000 118580 116160 113740 111320 108900 106480 |
2. Режим работы автотрансформатора.
2.1. Автотрансформаторы имеют систему охлаждения с принудительной циркуляцией масла и дутьем (ДЦ).
2.2. В случае аварийного прекращения искусственного охлаждения (прекращение работы вентиляторов и маслонасосов); допускается поддерживать номинальную нагрузку в
течении 10 минут (при режиме холостого хода – 30 минут) после прекращения искусственного. Если по истечении указанного времени температура верхних слоев
масла не достигнет 750С, допускается поддерживать номинальную нагрузку до достижения верхних слоев масла 750С, но не более одного часа после прекращения искусственного охлаждения.
2.3. В аварийных случаях автотрансформатор с включенной системой охлаждения может допустить одну из следующих кратковременных перегрузок сверх номинального тока
(независимо от длительности предшествующей нагрузки и температуры охлаждающей среды:
%% перегруза |
Ток на стороне 220кВ в амперах |
Время в мин. |
30 45 60 75 100 200
|
406 453 500 547 626 939 |
120 80 45 20 10 1,5 |
3. Эксплуатация автотрансформаторов.
3.1. Периодические осмотры трансформаторов производятся дежурным электромонтером подстанции не реже одного раза в смену, в дневное время.
3.2. При осмотрах трансформаторов следует проверять :
а) уровень масла в расширителе бака и РПН (в работающем трансформаторе уровень масла должен быть примерно на отметке, соответствующей температуре верхних слоев масла);
б) нет ли течи масла из сварных швов , фланцевых или резьбовых соединений, системы охлаждения, фланцев вводных изоляторов и другой арматуры;
в) целость и степень загрязнения фарфора вводов и разрядников (отсутствие трещин, следов перекрытия дугой);
г) целость и исправность термосигнализаторов, газового реле
д) давление во вводах 110 – 220кВ, которое определено по таблице в зависимости от температуры наружного воздуха;
е) цвет силикагеля в смотровом окошке воздухоочистителей должен быть ярко синий. При наличии отдельных зерен розового цвета силикагель должен быть заменен;
ж) шум (гул) в трансформаторе, если возникает сомнение в ненормальности шума, необходимо ввести прослушивание с помощью деревянной сухой палки ( приложить ее к стенке бака и к уху);
з) проверить прогрев трансформатора, а так же убедиться в исправности вентилятора обдува и отсутствии у них вибрации, шума и нагрева двигателей на ощупь, проверить работу маслоохладителей и давление работающих маслонасосов, которое должно быть 0,6 – 0,7кГ/см2;
и) целость заземления бака и нейтрали автотрансформатора;
к) исправность реактора РБАН-10/1000 (бетона, навеса, изоляции).
3.3. С целью выявления дефектных контактов и изоляции по свечению производится ночной осмотр трансформаторов еженедельно.
3.4. Внеочередные осмотры трансформаторов производятся при резких изменениях (10 – 150С за 5 – 6 часов), после грозы и сильного ветра, сигнала от газового реле или при работе защиты трансформатора. Одновременно осматриваются шинные мосты, разрядники, реактор, КРУН-10кВ, болтовые контактные соединения, подвесная и опорная изоляция.
4.Включение и отключение трансформатора.
4.1. Включение и отключение трансформаторов производится в соответствии с инструкцией по производству оперативных переключений.
4.2. Включение автотрансформатора под напряжение следует производить с задействованными защитами с тем, чтобы при наличии неисправностей автотрансформатор мог бы отключиться.
4.3. Работа автотрансформатора допускается только при условии защиты его со стороны всех линейных вводов постоянно подключенными разрядниками РВМГ-270, РВС-110, РВП-10.
4.4. В случае автоматического отключения автотрансформатора под действием защит от внутренних повреждений (газовой, дифференциальной), а также после неуспешного автоматического повторного включения, включение трансформатора может быть произведено только после осмотра и устранения выполненных ненормальностей.
4.5. После капитального и текущего ремонтов дежурный эл.монтер подстанции обязан тщательно осмотреть автотрансформатор, убедиться в отсутствии на крышке трансформатора и на шинах посторонних предметов, переносных заземлений, инструмента и т.п., проверить соответствие указателей положения всех переключателей, проверить отсутствие течи масла .
4.6. Если в автотрансформатор производилась заливка масла, то включение его под напряжение допускается производить не ранее, чем через 12 часов после последней заливки маслом.
Примечание : действия ДЭМ подстанции при аварийных отключениях автотрансформатора и работе газовой защиты на сигнал определены в инструкции по ликвидации технологических нарушений.
5.1. Регулирование напряжения на автотрансформаторе возможно :
а) вручную, с помощью рукоятки
б) местное , с помощью кнопок непосредственно на приводе
в) дистанционно , ключом со щита управления
г) автоматическое
5.2. Нормальный режим регулирования напряжения на автотрансформаторе
дистанционный, ключом.
5.3. Регулирование напряжения производится по распоряжению диспетчера энерго-
системы.
5.4. Регулирование напряжения осуществляется устройством типа РНОА-110/1000
состоящего из следующих узлов:
а) переключающего устройства на обмотках СН
б) контакторов и сопротивлений
в) приводов типа ПДП/-4У
г) приборов и ключей управления
5.5. Переключающее устройство и контакторы предназначены для плавного перехода с
одной отпайки на следующую под нагрузкой.
5.6. Приводы предназначены для перемещения переключающих устройств в заданных
положениях.
5.7. Устройство РНОА-110/1000 имеет 15 положений.
5.8. Управление привода может быть синхронное трехфазное и пофазное.
5.9.Положения на всех фазах должны быть всегда одинаковыми.
5.10. Положения РНОА-110/1000 передаются от трансформатора сельсин-датчиками и
на щите управления принимаются сельсин-приемниками.
5.11. При ремонтах автотрансформаторов предусмотрена возможность ручного регу-
лирования с помощью рукоятки.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ останавливать привод на промежуточных положениях,
которые указаны на поворотном щитке привода .
5.12.При перегрузке переключающего устройства сверх двукратного номинального тока (более 2000А), токовая защита запрещает работу привода.
5.13. Цепи кнопок управления соединены между собой так, управление приводами можно производить с каждого привода, со щита управления и от автоматики.
5.14. Кулачковые элементы ручных блокировок всех приводов включены последовательно и при ручном управлении обесточиваются все привода.
5.15. Для предотвращения рассогласованности приводов более , чем на одно положение, имеются элементы синхронизации, которые не допускают рассогласования приводов более чем на одно положение (одну ступень напряжения).
5.16. В каждом приводе установлены элементы обогрева, которые включаются тумблером, установленным тут же, в приводе.
1. Обогрев приводов РПН включать при температуре ниже +50С и отключать при температуре +50С и выше.
2. Автоматическое управление приводами осуществляется «блоком автоматического регулирования напряжения»(БАУРОН). При автоматическом управлении ключ управления и переключатель должны находиться в положении «автоматика»
3. В случае неисправности электрической схемы или эл.двигателя в приводе предусмотрено ручное регулирование напряжения.
4. При ручном управлении необходимо:
Отключить автоматы в приводах;
За кольцо оттянуть валик ручной блокировки на себя и повернуть против часовой стрелки на 900. При этом электродвигатель электрически и механически будет отключен, обеспечивая безопасность при ручном управлении;
Надеть рукоятку на горизонтальный вал и произвести необходимые переключения
5. Для переключения привода в сторону 15-го положения рукоятку вращать против часовой стрелки . Для переключения привода 1-го положения – рукоятку вращать по часовой стрелке.
6. Для переключения привода на одно положение следует сделать 15 оборотов рукояткой на всех трех приводах РПН. Положение определяется по лимбу.
7. После переключений проверить положение всех приводов. Положения на всех приводах должны быть одинаковыми. ЗАПРЕЩАЕТСЯ останавливать привод в промежуточных положениях.
1.1. Способы управления задаются ключом управления и переключателем на щите управления.
1.2. Местное управление производится при проверке приводов или неисправности элементов дистанционного управления.
1.3. При местном управлении следует:
Включать автоматы на п.58Р от которого питается переключающее устройство
Ключ управления установить в положение «Дистанционное»
Переключатель установить в положение “местное”
Включить автоматы, расположенные в приводах
Для переключения переключающего устройства в сторону 15-го положения необходимо нажать кнопку К-15 на 1 – 2 сек. и отпустить кнопку , ожидать примерно в течении 7 – 8 сек окончания переключения.
Если необходимо произвести переключение еще на одно положение, то вновь следует нажать кнопку К-15 и отпустив, снова ожидать 7 – 8 сек до окончания операции. При каждом нажатии кнопки производится переключение только на одно положение , при этом не зависит удерживаете вы кнопку или нет. Отключение магнитного пускателя производится автоматически.
1.4. Для переключения в сторону 1-го положения операции выполняются аналогично (нажатием на кнопку К-1).
1.5. Во время переключения на щите управления загорается красная лампочка, сигнализирующая о производстве переключений.
1.6. Управление кнопками можно производить с любого привода, при этом переключение производится на всех приводах.
1.7. После производства переключений необходимо проверить положение приводов и их состояние.
1.8. Дистанционное управление производится аналогично местному , только со щита управления. При этом ключ управления и переключатель должны находиться в положении “дистанционное”
1. Автотрансформатор снабжен отсечным клапаном предназначенным для автоматического перекрытия маслопровода от расширителя к баку при аварии.
2. После срабатывания взвод отсечного клапана в положение “открыто” производится вручную, для чего:
Открутить стакан
Вставить крючок стакана в овальное отверстие на тяге и резко потянуть на себя до упора
5. При взводе отсечного клапана , во избежание попадания масла на одежду работающего , необходимо предварительно спустить масло из кожуха через спускную кнопку.
1.1. Циркуляционная система охлаждения типа «ДЦ» монтируется из отдельных конструктивно-законченных охлаждающих устройств, навешиваемых на бак автотрансформатора или устанавливаемых отдельно от него на фундаментах. Каждое охлаждающее устройство состоит из калорифера. Вентиляторов, электронасоса и адсорбного фильтра