- Адсорбер
Адсорбер, в зависимости от того, таким сорбентом он заполнен, может применяться для сушки или регенерации масла. При применении цеолитов имеет место глубокая сушка масла, а если применять селикагель или активную окись алюминия, то сорбент будет поглощать из масла тяжелые продукты старения. Возможно применение обоих сорбентов. При этом будет наблюдаться суммарный эффект.
Адсорбер (рисунок 10) выполнен в виде круглого стального корпуса 1, внутри которого имеется цилиндрическая полость 2 для установки воздухонагревателя. Снаружи корпус покрыт, тепловой изоляцией 3. В кольцевой части корпуса между сетками 4, 5 находится слой сорбента 6. Для загрузки /выгрузки сорбента предназначены патрубки 7, 8. Патрубок 9, который служи для вакуумирования при регенерации сорбента, соединяют с охладителем. Масло на обработку в адсорбер поступает через нижний патрубок 10. Обработанное масло через патрубок 8 подается в фильтр тонкой очистки (см. выше). Перед регенерацией масло из адсорбера сливают через патрубок 11.
Регенерацию сорбента проводят в две стадии: при атмосферном давлении и под вакуумом. Вначале снимают заглушку с патрубка 7 и включают воздухонагреватель. При нагреве происходит частичное испарение воды из сорбента. После достижения сорбентом заданной температуры (определяется характеристиками сорбента) и прекращения испарения воды устанавливают заглушку на патрубок 7 и включают вакуумный насос. Сорбент при заданных значениях температуры и остаточного давления вакуумируют до прекращения выделения воды. После остывания сорбента до температуры 120 - 150 0С адсорбер заполняют маслом.
Для контроля температуры сорбента в процессе регенерации в адсорбере установлены термоэлектрические преобразователи, которые находятся в верхней и нижней части слоя сорбента.
1 - корпус; 2 - полость для установки воздухонагревателя; 3 - тепловая изоляция; 4, 5 - сетка; 6-сорбент; 7...10 - патрубок DN50; 11 - патрубок DN16;
12 - преобразователь термоэлектрический
Рисунок 10 – Адсорбер
- Воздухонагреватель (нагреватель сорбента)
Воздухонагреватель (рисунок 11) предназначен для нагрева сорбента при регенерации, установлен внутри адсорбера. Воздухонагреватель состоит из 15 электрических нагревательных элементов (ТЭНов) 2, соединенных в звезду. Элементы размещены по окружности на каркасе 1. Фазные выводы элементов соединены шинами 3, а нулевые – шиной 4, которая через шпильку 5 выведена наверх воздухонагревателя.
1 – каркас; 2 – элемент нагревательный (ТЭН); 3, 4 – шина; 5 – шпилька; 6 – крышка.
Рисунок 11 - Воздухонагреватель
- Охладитель
- Оладитель (рисунок 12) выполнен в виде кожухотрубного теплообменника. Межтрубное пространство обдувается осевым вентилятором, а во внутритрубном пространстве сверху вниз движется парогазовая смесь, выделяющаяся из сорбента при регенерации. В начальный период регенерации при большом потоке и влажности парогазовой смеси одновременно с охлаждением смеси происходит частичная конденсация паров. Количество конденсата контролируют через окно 4 в нижнем коллекторе 3. Периодически конденсат сливают через патрубок 5. При вакуумировании трансформаторов и других маслонаполненных электрических аппаратов их соединяют с охладителем через патрубок 6.
1 - трубка, 2 - верхний коллектор, 3 - нижний коллектор, 4 - окно, 5 - патрубок, 6 - патрубок.
Рисунок 12— Охладитель
- Насос
Для перекачки масла в установке используется электронасос центробежный, герметичный, трансформаторный МТ 63/20. При эксплуатации и обслуживании насоса необходимо руководствоваться соответствующими эксплуатационными документами предприятия-изготовителя насоса.
- Насос вакуумный
Для создания вакуума в установке используется насос вакуумный пластинчато-роторный тина НВР-90Д. При эксплуатации и обслуживании насоса необходимо руководствоваться соответствующими эксплуатационными документами предприятия-изготовителя насоса.
- Вентилятор
Для охлаждения парогазовой смеси в охладителе установка снабжена вентилятором типа ВО-06-300-4. При эксплуатации и обслуживании вентилятора необходимо руководствоваться соответствующими эксплуатационными документами предприятия-изготовителя насоса.
- Измеритель-регулятор температуры
Для измерения и регулирования температуры в установке использованы приборы ИРТ 5930. При эксплуатации и обслуживании приборов ИРТ 5950 необходимо руководствоваться соответствующими эксплуатационными документами предприятия - изготовителя прибора.
3. Эксплуатация
3.1. Эксплуатационные ограничения:
- не допускается производить одновременно обработку масла и восстановление адсорбционных свойств цеолита при открытом или неисправном вентиле ВН6;
- перед восстановлением адсорбционных свойств цеолита из установки должны быть слиты остатки масла;
- не допускается нагрев масла выше 90°С и повышение заданной температуры восстановления адсорбционных свойств цеолита более 250 °С;
- остаточное давление при вакуумировании силовых трансформаторов и других типов маслонаполненного электрооборудования не должно выходить зa нормированные значения, указанные в эксплуатационной документации на эти изделия;
- перед включением установки на обработку масла насос должен быть полностью заполнен маслом.
3.2. Подготовка установки к использованию
- в зоне обслуживания установки не должны находиться посторонние и легко воспламеняющиеся предметы. Разлитое масло необходимо немедленно и тщательно убирать;
- зону обслуживания установки необходимо оснастить:
- освещением;
- телефонной связью;
- первичными средствами пожаротушения.
3.3. Правила и порядок загрузки установки расходными материалами:
- установка, по требованию заказчика, может поставляться потребителю полностью укомплектованная расходными материалами, готовая к эксплуатации;
- в установке следующие расходные материалы:
- фильтроэлементы тонкой очистки масла;
- цеолит NaX или NaA;
- масло вакуумное.
3.4. Двухступенчатый фильтр тонкой очистки масла оснащён фильтроэлементами следующих типов:
8Д 2.966.697-05 – 1 ступень, 4 шт.;
8Д2.966.711 – 2 ступень,8 шт.
3.5. При фильтрации масла происходит загрязнение фильтроэлементов, что сопровождается повышением перепада давления на них. Максимально допустимый перепад давления на фильтроэлементах 1,5 кгс/см2.
3.6. Перепад давления на фильтроэлементах определяется как разность показаний мановакуумметров MНl и МН2 (рисунок 1) - для 1 ступени, и MН2 и MН3 - для 2 ступени, МН3 и МН4 для фильтра Ф3.
3.7. При достижении максимально допустимого перепада давления фильтроэле-менты должны быть заменены.
3.8. Фильтроэлементы 8Д2.966.697-05 могут быть отрегенерированы по технологии предприятия-изготовителя.
3.9. Для замены фильтроэлементов следует:
- слить из фильтра полностью масло;
- снять крышку 2 (рисунок 7);
- ослабить винты 11 на прихвате 8;
- отвинтить гайку 12, снять шайбу 13 и кольцо 14;
- снять прихват 8 и фильтроэлементы 5;
- удалить перегородку 3;
- аналогично удалить фильтроэлементы 6;
- удалить загрязнения с поверхностей частей фильтра; ,
- промыть корпус 1 и другие части фильтра чистым сухим маслом;
- проверить резиновые кольца 14…17 и при необходимости заменить;
- установить новые фильтроэлементы и произвести сборку фильтра в порядке, обратном разборке.
3.10. В фильтре тонкой очистки масла ФЗ установлены два фильтроэлемента типа 8Д 2.966.697-05. Они предназначены для очистки масла от пыли и грязи, образовавшейся при загрузке цеолита в адсорбер.
3.11. Для обработки масла в режиме сушки и фильтрации необходимо заменить фильтроэлементы 8Д2.966.697-05 на фильтроэлементы 8Д2.966.711.
3.12. В установке допускается применение фильтроэлементов, других типов, которые имеют необходимые характеристики.
3.13. Адсорбер при поставке с предприятия-изготовителя по требованию заказчика может быть заполнен цеолитом NaX или NaA ТУ 38.10281-88.
3.14. При правильной осушке масла цеолит выдерживает несколько десятков циклов осушки, при этом его адсорбционная способность снижается незначительно (на 10-15%).
3.15. При влагосодержании масла на входе в установку не более 60 г/т, влагосодержание масла на выходе установки не должно превышать 10 г/т.
3.16. Для регенерации масла в адсорбер вместо цеолита может быть загружен селикагель КСКГ, ШСКГ, активная окись алюминия А0А1, А0А2. Рекомендуется предварительно проверить в лабораторных условиях эффективность применения конкретного сорбента для конкретной партии масла. Размер гранул используемого сорбента должен быть не менее 1,5 мм.
3.17. Перед загрузкой в адсорбер сорбент следует очистить от пыли и мелких частиц просеиванием.
3.18. Загрузку в адсорбер производят с помощью устройства загрузочного (рисунок 4) через патрубки 7, 8 предварительно сняв заглушку и удалив ограничитель.
3.19. Выгрузку сорбента из адсорбера выполняют под вакуумом с применением специальной емкости для выгрузки сорбента (рисунок 3).
3.20. Правила и порядок загрузки вакуумного насоса маслом приведены в эксплуатационных документах на насос.
3.21. Осмотр и проверка готовности установки к использованию.
После доставки установки на место эксплуатации следует:
- проверить комплектность по паспорту;
- убедиться внешним осмотром в отсутствии механических повреждений нарушений лакокрасочных покрытий;
- открыть двери шкафа управления и провести внешний осмотр контрольно-измерительных приборов, электрических аппаратов и проводок;
- проверить положение запорно-регулирующей арматуры, вся запорно-изолирующая арматура должна находиться в закрытом положении;
- проверить уровень масла в вакуумном насосе.
3.22. Положение органов управления и настройка после подготовки установки к работе.
3.23. Вводной выключатель QF 1, выключатели SA1... SA8, SB1, SB2 должны находиться в выключенном положении.
3.24. На контрольно-измерительных приборах (рисунок 1) выставьте уставки срабатывания сигнальных устройств в соответствии со значениями, приведенными в таблице 3.
Обозначение |
Наименование прибора |
Единица измерения |
Значение уставки |
|
Нижний предел |
Верхний предел |
|||
МН 1 |
Мановакуумметр |
кгс/см 2 |
0,5 |
2,0 |
РП |
Реле потока |
l / min |
40 |
400 |
ТС 1 |
Регулятор температуры в режиме: нагрев и фильтрация сушка и фильтрация |
0С |
0 20 |
85 40 |
ТС 2 |
Регулятор температуры |
0С |
|
60 |
ТС 3 |
Регулятор температуры |
0С |
200 |
250 |
ТС 4 |
Регулятор температуры |
0С |
|
200 |
РД |
Вакуумметр |
кгс/см |
-0,8 |
-1,0 |